Что нужно чтобы стать критиком. Что вам нравится в профессии больше всего? Кто такой ресторанный критик

В мире множество интересных профессий и, наверное, многие бы мечтали стать человеком, работа которого была бы связана с вкусной едой, к тому же если бы за это еще платили деньги. Действительно, есть такая профессия под названием «ресторанный критик». Однако не стоит сравнивать такую специальность с дегустатором, критик еды - это более широкое понятие и требует достаточно высокой профессиональной подготовки.

Особенности профессии

Интересный вопрос: "Как стать ресторанным критиком и какие навыки для этого нужны?" Прежде всего, человек такой специальности должен обладать эстетическим вкусом, чтобы определить все полутона блюда, которые заложил в него повар. Помимо этого, профессионал дает комплексную оценку всему заведению: обслуживанию, внешнему виду официантов, винной карте, посуде, замечает и описывает мелочи.

Профессия ресторанного критика предполагает, что человек должен великолепно разбираться в кулинарии и хорошо писать отзывы. Также критик должен быть беспристрастным и неподкупным. Никакие родственные или близкие связи с собственником не должны отражаться на мнении профессионала.

На сегодняшний день в действительности таких людей немного.

С чего начать?

Увы, но профильных обучающих курсов под названием «Ресторанный критик» в нашей стране не встретить. Но чтобы стать профессионалом, рекомендуется обучиться на журналиста или кулинара. Первая профессия позволит научиться создавать профессиональный контент, а вторая познакомит с ресторанным делом. Хотя азы последней профессии можно освоить, непосредственно начав работать в ресторане.

Однако если есть возможность, то можно обучиться в европейских школах.

Le Cordon Blue

Еще с XVI века это название является синонимом искусства в кулинарии. На сегодняшний день это самая престижная кулинарная академия на всей планете с филиалами во многих странах мира. В школе можно получить образование разных уровней в зависимости от срока обучения (от 3 до 9 месяцев): сертификат о пройденных курсах или диплом, высший профессиональный диплом.

Обучение позволит не просто получить «корочку» о кулинарном образовании, но и научиться хорошо готовить, удивлять своих близких или клиентов экстравагантными блюдами и, естественно, разбираться в тонкостях ресторанного бизнеса и процесса приготовления блюд.

Обучение проходит на английском или французском языке. Стоимость от 8,5 до 49 тысяч евро за курс (от 680 тысяч рублей).

Business and Hotel Management School

Как стать ресторанным критиком? Можно пройти курс обучения в BHMS. Это университет в Швейцарии, который признан лидером в сфере обучения ресторанному и гостиничному бизнесу. С этим учебным заведением сотрудничают одни из самых известных сетевых ресторанов и гостиниц мира: «Шератон», «Хилтон», «Ритц-Карлтон» и прочие.

Здесь можно получить диплом разных уровней:

  • бакалавр;
  • магистр;
  • диплом MBA.

Однако только за один год обучения придется оплатить около 25 тысяч евро (2 млн рублей). Но самое главное, что университет дает не только теоретическую базу, но и в обязательном порядке отправляет своих студентов на оплачиваемые стажировки в самые известные и респектабельные рестораны и гостиницы.

International Culinary Institute Switzerland

Где учиться на ресторанного критика? Выше названа еще одна швейцарская школа, известная на весь мир и выпускающая самых квалифицированных специалистов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. В университете обучение проводится на английском языке, но студенты, которые прошли полный курс обучения, знают не менее 2 языков.

Учебное заведение предлагает три курса, разные по длительности обучения:

  • краткосрочные (6 месяцев);
  • дипломная программа (1-2 года);
  • бакалавриат (до 3 лет).

Стоимость обучения от 25 тысяч евро за курс.

Culinary Arts Academy Switzerland

Как стать ресторанным критиком? Еще один швейцарский вуз позволяет получить образование в области ресторанного бизнеса. Обучение предполагает плотный график стажировок, поэтому слушатели получают не только теоретические основы.

Учебное заведение предлагает также краткосрочные курсы с выдачей сертификата, курс с получением диплома и бакалавриат.

Стоимость обучения от 2 200 швейцарских франков за один месяц (155 тысяч рублей).

Это не все известные и престижные учебные заведения Европы, но они дают лишь знания о кулинарном деле и о том, как организован процесс в ресторане. Поэтому дальнейшее обучение придется проводить самостоятельно.

Самообразование, с чего начать?

Как стать ресторанным критиком с нуля? Помимо профильного кулинарного образования или в области журналистики придется постоянно обучаться самому.

Если есть базовые знания в сфере написания статей, то совершенствуйтесь в кулинарном деле, даже если нет возможности пройти престижный курс за пределами страны. Читайте книги по кулинарному делу самых именитых специалистов в этой сфере и написанные кулинарными критиками мира. Рекомендуется начать с книг M. F. K. Fisher, Calvin Trillin, Robert Courtine, A. J. Liebling. Прочтение книг позволит не только узнать о тонкостях дела, но и наработать кулинарный словарный запас.

Берите уроки кулинарного искусства, посещайте мастер-классы и дегустации, включая винные, коньячные и прочие. Обязательно посещайте тематические фестивали, даже если они проводятся на региональном уровне. Если есть возможность, поезжайте на винное производство, ведь качество вина и правильность сочетания с блюдами - это очень важно в профессии ресторанного критика. Постоянно ищите новые тренды и обязательно все пробуйте, даже если на вас будут смотреть, как на странного человека. Кстати, такие мероприятия не только интересны, но и позволят развить вкус.

Начинаем писать отзывы

Как стать ресторанным критиком? Помимо самообразования, начинайте писать отзывы.

Вдохновение можно искать в близлежащих ресторанах. Это приятная возможность проверить границы собственного вкуса.

Если идете в совершенно новый ресторан, захватите с собой друзей и попросите, чтобы все они заказали совершенно разные блюда. И конечно, попробуйте каждое. Если находитесь в отпуске или на экскурсии в другой стране, в ресторан лучше взять местного жителя и пойти именно в то заведение, где подают этнические блюда. Таким образом можно “убить двух зайцев”: попробовать традиционные блюда и услышать истории их появления.

Главное в этом процессе - не увлекаться, если пробуете все блюда друзей, то не доедайте хотя бы все в своей тарелке, лучше заберите остатки домой.

Никогда не делайте записи в ресторане, следует мысленно все сфотографировать и запомнить всю гамму испробованных блюд. А записать свои впечатления можно только после выхода из заведения. Ни в коем случае персонал ресторана не должен знать, что вы пришли оценивать пищу и само заведение. И не забывайте, что ресторанный критик оценивает, как обстоят дела в заведении. Поэтому осмотрите интерьер, столовые приборы и посуду, изучите карту вин. Понаблюдайте, как обслуживают клиентов официанты. И главное, не расстраивайтесь, если с первого раза не удалось все запомнить, это лишь повод второй раз посетить ресторан с друзьями и попробовать новые блюда, которые не заказывались при предыдущем посещении.

Инкогнито

Как становятся ресторанными критиками? Пока не достигнуто хотя бы минимального профессионализма, придется соблюдать полную анонимность.

Если пишите отзывы под определенным именем в интернете, то столик в ресторане заказывайте на другое имя. Ведь человека, который пишет отзывы, будут обслуживать совершенно по-другому, чем остальных клиентов, а критик должен давать объективную оценку. К тому же в том же интернете могут появиться провокационные статьи о ваших отзывах, поэтому только полная анонимность.

Не пишите о посещении специальных ужинов и приемах, это повод выдать себя. Откажитесь от участия в телевизионных шоу. Если посещаете мастер-классы от именитых поваров, то лучше откажитесь от дегустации их блюд, тем более от их оценки.

Если есть навыки работы в интернете, то начните вести собственный тематический блог, естественно, под вымышленным именем.

Портфолио

Чтобы стать известным ресторанным критиком, в обязательном порядке необходимо создать собственное портфолио. Рекомендуется, чтобы в нем было, по крайней мере, 40 статей. Даже если писать только одну статью в одну неделю, то портфолио можно создать за достаточно короткий срок. С этим документом уже можно прийти к редактору газеты или журнала и предложить себя в качестве ресторанного критика.

Понятное дело, что в начале карьеры не стоит рассчитывать на высокие гонорары, возможно, что поначалу вас возьмут в печатное СМИ, но не для ведения колонки о еде. В любом случае следует с чего-то начинать.

Самые популярные профессионалы в России

Есть популярный блогер который работает с 2003 года в ресторанах Москвы, главное кредо Михаила - вкусно поесть, а сервис у него на втором месте.

Светлану Кесоян называют легендой гастрономической публицистики. Помимо походов в рестораны и написания рецензий, она выпустила книгу под названием «Торт», является редактором журнала, посвященного гастрономии.

Как бы это банально не звучало, но нужно много смотреть кино. Если вы раньше этой темой не интересовались вообще, то не лучше не стоит начинать с совсем уж далекой классики, пусть даже и общепризнанной, или арт-хауса. Сосредоточьтесь на современной массовой культуре и кино как ее части, следите за всеми значимыми премьерами, готовьтесь перед сеансом, отсматривая несколько предыдущих работ режиссера и актеров картины.

После просмотра пытайтесь охарактеризовать для себя плюсы и минусы фильма, заходя за рамки обывательского "этот актер очень круто сыграл и сюжет с неожиданным поворотом, поэтому фильм на 10 из 10". Формируйте свое общее мнение и учитесь его аргументировать. Не бойтесь высказывать свое мнение о фильме, не обращайте пристального внимания на рейтинги кинопоиска и прочих похожих сервисов. Восприятие кино - чисто субъективная вещь, и то, что вам не нравится фильм, который имеет рейтинг 8.5, например, не показатель вашего невежества. Просто учитесь грамотно обосновывать, почему лично вам фильм пришелся не по душе.

Читайте рецензии. Не пользовательские отзывы, а рецензии авторов тематических изданий. На мое мнение, лучшие русскоязычные рецензии на кино публикуются на сайте бывшего журнала "Афиша", ныне "Афиша Daily" (авторы Станислав Зельвенский и Антон Долин). Вы можете найти других критиков, чье мнение о фильме часто совпадает с вашим, присматривайтесь к тому, как именно они его аргументируют в тексте. Полезно читать и полярные рецензии, прикидывать в уме, согласны ли вы с отличным от вашего мнением или считаете, что автор "пишет полный бред", размышлять над тем, как именно вы бы оспорили его высказывания.

Если хотите начать писать рецензии, то заведите привычку выражать свое мнение текстом после каждого просмотренного фильма, не важно где и как: друзьям в личке вконтакте, в твиттере, своем блоге, просто сохранять в блокноте. Если кажется, что мыслей после фильма никаких нет и максимум, что вы можете сказать это "ну норм" то почитайте, что пишут профессиональные критики, выделите то, на что вы тоже обратили внимание при просмотре и попытайтесь выразить ту же самую мысль своими словами.

Когда у вас начнет получаться писать цельные, грамотные тексты, попробуйте отправить их в понравившиеся вам издания. Сейчас о кино пишут даже там, где это далеко не самая основная направленность, поэтому найти подходящий вам и открытый к сотрудничеству ресурс найти будет не очень сложно. Главное не думать о том, что вокруг все профессиональные кинокритики, а ваше мнение слушать никто не станет. Открою секрет - большинство авторов тематических изданий такие же простые киноманы, как и вы, очень часто их основная профессия и образование никак не связаны с кинематографом. Просто однажды они не обломались взять и сказать "я могу вам писать про кино, мне эта тема интересна", вот и все.

Поработайте над своими писательскими навыками, словно вы журналист новостной газеты. У вас может быть самый взыскательный вкус в мире, но вы никогда не станете ресторанным критиком, если вы не умеете правильно общаться.

  • Если вы собираетесь выбирать образование, то идите на факультет журналистики или английского языка. Работайте в университетской газете и пытайтесь писать как можно больше статей о еде и искусстве.
  • Если вы не можете учиться по дневной программе, то попробуйте записаться на вечерние курсы и/или поищите себе стажировку в местном журнале или газете.

Познакомьтесь с ресторанным бизнесом. Вам нужно знать, как все устроено по другую сторону ресторанного зала.

  • Владение или частичное владение рестораном - это частая практика для ресторанных критиков.
  • Если это возможно, поработайте в ресторанах и поизучайте, как там устроена работа от самых низших до самых высших ступеней. Задавайте вопросы. Занимайтесь самообразованием.
  • Проверьте границы вашего вкуса. Чтобы стать ресторанным критиком, у вас должен быть невероятный вкус ко всему новому.

    • Тренировать ваш вкус - это словно тренировать ваши мышцы: вам будет нужно определять тонкие нюансы вкуса и приправ в еде.
    • Пробуйте все, на что вы натыкаетесь, не важно, как странно это может выглядеть, и записывайте ваши впечатления настолько подробно, насколько это возможно.
    • Вам будет намного легче, если вы человек с огромным интересом к жизни, готовый на приключения и риски. Это работа не для слабаков.
  • Станьте экспертом в еде. Ваша цель стать первоклассным знатоком кухни. Еда должна стать вашей жизнью!

    • Читайте кулинарные книги именитых поваров со всего мира.
    • Наработайте свой кулинарный словарный запас. Регулярно ходите на рынки, где продают свежие продукты и узнайте все о производстве и использовании приправ со всего мира.
    • Изучите кулинарное искусство. Постоянно берите уроки кулинарии. Задайтесь целью достичь уровня «шеф-повара» в кулинарии.
    • Попробуйте взять несколько уроков дегустирования вина, и посетите разнообразные винодельни. Хороший вкус в вине – это важное требование не только потому что вино сопровождает еду, но и потому, что зная все про дегустацию вина, вы развиваете ваш вкус.
    • Отправляйтесь на фестивали еды и вина разных уровней – от самых шикарных до простых. Будьте настойчивы в поисках новых трендов и идей.
    • Подумайте о том, чтобы позже в вашей карьере стать экспертом в определенном сорте еды, например, в темном шоколаде. Многие критики, пишущие про еду, также погружаются в историю и культуру еды, чтобы добавить глубины своим статьям.
    • Научитесь свободно говорить на важных языках для еды, например, на французском, испанском и итальянском.
  • Поизучайте работы других ресторанных критиков и шеф-поваров. Это очень важный момент; у каждого из них выработан свой стиль письма, а вам нужно будет найти свой "голос". Начните изучение с прочтения работ:

    • M.F.K. Fisher
    • A.J. Liebling
    • Elizabeth David
    • Calvin Trillin
    • A.A. Gill
    • Robert Courtine
  • Напишите отзывы. Создайте себе бесплатный профиль на dine.com и начните писать базовые отзывы о ресторанах, находящихся неподалеку от вас. Затем попробуйте следующий метод оценки ресторана:

    Не выдавайте себя. Анонимность очень важна в карьере ресторанного критика; как только люди узнают, кто вы такой, они будут специально стараться, чтобы вам все точно понравилось, что может помешать дать вам справедливую оценку. И в конце концов, ваших читателей не будут обслуживать точно также, а ваша работа – познакомить их с тем, что в этом ресторане может ожидать обычный посетитель, а не ресторанный критик.

    Ресторанный критик – относительно новая и перспективная профессия. Список обязанностей таких специалистов необычен. Они посещают рестораны и кафе, чтобы прочувствовать атмосферу, проверить сервис, попробовать кухню и дать честную рецензию. Впечатления публикуются в журналах, газетах, путеводителях, сайтах и блогах, давая возможность читателям понять, стоит ли заведение внимания. Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде. Это помогает составить правдивый и беспристрастный отзыв о приготовлении блюд, ингредиентах и сервисе в ресторане.

    Профессия считается высококонкурентой, особенно в Европе, и требует качественного образования, большого опыта и уверенности в собственных силах, что позволит заявить о себе и найти «место под солнцем». Но давайте узнаем подробнее, как стать ресторанным критиком?

    Получите кулинарное образование

    Бытует мнение, что для работы ресторанным критиком требуется только образование журналиста, однако такая подготовка не позволит стать профессионалом. Как оценить всю вкусовую гамму блюда без развитого вкуса и обоняния? Как понять, правильно ли соблюдена рецептура? Как оценить шедевр, не представляя, каким он должен быть на вкус? А как описать все впечатления в честном отзыве, не умея излагать мысли на бумаге? Профессия ресторанного критика требует высокой образованности, как в кулинарном искусстве, так и журналистике. Более того, ему стоит узнать как можно больше подробностей о стандартах работы в индустрии питания. Как должны работать официанты, какие нормы обслуживания приняты в заведениях разного типа и т.д. Ресторанный критик – это «тройной агент» со способностями к объективной критической оценке.

    «Я считаю, что для работы важна честность, постоянная работа над собой и практика, понимание, что не стоит критиковать блюда, которые вам незнакомы, пригодится любознательность и любовь к чтению книг», – говорит известный ресторанный критик Себастьен Рипари из Франции.

    Узконаправленных программ подготовки таких профессионалов не существует. Если вы хотите стать ресторанным критиком, пройдите обучение в кулинарных школах в Европе. Отлично подойдут программы следующих учебных заведений:

    Обучение поварскому искусству и ресторанному делу сделает вас конкурентоспособным. Вы научитесь готовить самые разные блюда, узнаете о стандартах работы в индустрии, научитесь правильно оценивать не только кухню, но и обслуживающий персонал, интерьер, сервис, винную карту и атмосферу. За время обучения в Европе вы побываете в роли повара и официанта, сомелье и управляющего, лучше поняв ресторанный бизнес. Читатели будут доверять вашему мнению, т.к. вы не теоретик, высказывающий любительскую точку зрения, а практик, прекрасно разбирающийся в деле. Конечно, вам не обязательно становиться отменным поваром, но преуспевающий критик Джо Варвик считает, что «главное много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления».

    Программы обучения варьируются в зависимости от школы, но их можно разделить на несколько категорий:

    При выборе учебного заведения и курса у многих возникает масса вопросов. Не бойтесь обратиться за помощью. Эксперты STUDIES&CAREERS подберут оптимальную школу и программу, а также помогут оформить документы для поступления и получения визы.

    Не ограничивайтесь кулинарным образованием. Пройдите обучение на журналиста. Если самообразование – не ваш метод, поступите на полноценные программы Бакалавриата или краткосрочные курсы.

    Образование ресторанного критика продолжается на протяжении всей жизни. Он должен постоянно следить за тенденциями ресторанной индустрии, развиваться в писательском деле и улавливать новые веяния в кулинарии.

    Получите опыт работы в ресторанной индустрии

    Образование повысит конкурентоспособность, а опыт работы сделает из вас профессионала с большой буквы. Во время учебы в кулинарных школах в Европе, скорее всего, вы пройдете стажировку в местных ресторанах. Но стоит ли останавливаться на достигнутом? Получите еще больше практического опыта – устройтесь в заведение индустрии питания хотя бы на несколько месяцев. Обращайте внимание на работу всех членов команды ресторана: шеф-повара, администратора, управляющего, бартендера, официантов, уборщиков и тд. Наблюдайте за гостями, следите за их реакцией на определенные блюда и отмечайте предпочтения в обслуживании.

    Читайте книги и заметки успешных ресторанных критиков

    Перенимайте опыт лучших из лучших. Читайте рецензии на рестораны и изучайте книги ведущих критиков, которые добились успеха и стали уважаемыми. Обратите внимание на работы Мэри Фишер, Себастьена Рипари, Эббота Либлинга, Элизабет Дэвид, Джо Варвика, Робера Куртина и других. Читая, подмечайте детали, следите за тем, как они описывают впечатления и вкусовые ощущения.

    Начинайте писать отзывы

    Ресторанный критик Себастьен Рипари отмечает важность практики. Чем больше рецензий и заметок вы напишите, тем профессиональнее станете. Готовьте материалы для журналов и газет, сайтов и собственного блога, подойдут даже странички в социальных сетях. Практика в писательском деле поможет развить собственный стиль, а хорошее портфолио – заключить контракты с издательствами.

    Помните!

    • Работа ресторанного критика похожа на сказку, но она полна нюансов. Вам придется откинуть собственные пристрастия к еде, посещая не только рестораны высокой кухни, но и ирландские пабы, китайские кафе и обычные «забегаловки».
    • Работая ресторанным критиком много лет, вы поневоле познакомитесь с шеф-поварами разных заведений питания. Сохраняйте нейтралитет, ваша дружба не должна сказаться на рецензиях. Если ваш знакомый шеф плохо готовит тартар из говядины, вы не имеете право молчать и приукрашать действительность. Объективность – залог успеха ресторанного критика.
    • Анонимность – обязательное условие для беспристрастного отзыва. Посещая ресторан для рецензии убедитесь, что вас никто не знает. Если официант или повар распознал в вас критика, то вы ощутите повышенное внимание со стороны всего персонала. Чем дольше вы будете работать, тем больше станет ваша популярность. Известным критикам сложно посещать рестораны самостоятельно, анонимность потеряна, они прибегают к помощи ассистентов.
    • Если вы не любите кориандр, а в заказанном блюде его сполна, ваша личная непереносимость ингредиента не должна отразиться на рецензии.

    Если узнав, кто такой ресторанный критик, вы решили получить эту профессию, обращайтесь за консультацией к экспертам , которые помогут подобрать оптимальную программу обучения и школу.

    Правильно истолковать, оценить литературное произведение, найти его достоинства и выявить недостатки можно лишь имея немалый багаж знаний по литературоведению, языкознанию, логике, психологии, истории, философии и т.д. Необходимо знать правила построения текста, определения фабулы, использования различных литературных приемов, анализа образной системы и т.д.

    Для этого надо быть и, возможно, писателем. Именно филологическое образование дает необходимые для данной профессии знания и направляет их в нужное русло. Хотя несомненна связь литературной критики и с журналистикой, так как первая носит публицистический характер.

    Неделимость литературы и критики

    Невозможно стать литературным критиком без огромной любви к чтению различной литературы. С головой окунитесь в мир литературных произведений, прочитывайте по возможности больше классических и современных произведений разных эпох и народов. Как известно, все познается в сравнении. Есть вероятность, что подобное изучаемому вами в качестве критика произведению уже встречалось в зарубежной или отечественной литературе ранее. Лишь узнав историю литературы, читая произведения известных авторов, можно выявить что-то новое, особенное.

    Все же одних только знаний в этом творческом деле маловато. Только талантливый критик с врожденным литературным чутьем распознаёт «душу» любого произведения, раскрывает замысел писателя и может донести его до читателя. Иногда идея, которую заложил автор в произведение, настолько завуалирована, что без профессионального критика не обойтись.

    Несомненно, полезным в освоении этой профессии будет экскурс в историю литературной критики. Это позволит вам, изучая рецензии, статьи таких известных миру критиков, как Н.А. Добролюбов, А.И. Солженицын и др. увидеть тонкости данной профессии. Многие из них – талантливые прозаики, поэты, драматурги.

    В целом, деятельность критика литературных произведений довольно необычна и притягательна. Если вы по образованию, обладаете литературным чутьем, талантливы, то, конечно же, смело можете пробовать себя в этой творческой работе.

    В поисках ценных советов вы, будучи новичком на этой стезе, можете обращаться во всевозможные ассоциации и союзы профессионалов, в числе которых Академия русской современной словесности, Международная ассоциация литературных критиков, Норвежская ассоциация литературных критиков.

    Важность литературной критики в любую эпоху сложно переоценить. Именно эти специалисты не просто выносят свой вердикт по поводу того или иного произведения, но и формируют общественное мнение и задают тон культурным тенденциям.

    Как появились литературные критики

    Литературная критика возникла одновременно с самой литературой, поскольку процессы создания художественного произведения и его профессиональной оценки тесно взаимосвязаны. На протяжении веков литературные критики принадлежали к культурной элите, ведь они должны были обладать исключительным образованием, серьезными аналитическими способностями и внушительным опытом.

    Несмотря на то, что литературная критика появилась еще в античности, как самостоятельная профессия она оформилась лишь в 15-16 веках. Тогда критик считался беспристрастным «судьей», который должен был рассмотреть литературную ценность произведения, его соответствие жанровым канонам, словесное и драматическое мастерство автора. Однако постепенно литературная критика начала выходить на новый уровень, поскольку и само литературоведение развивалось стремительными темпами и тесно переплеталось с другими науками гуманитарного цикла.

    В 18-19 веке литературные критики были, без преувеличения, «вершителями судеб», поскольку от их мнения зачастую зависела карьера того или иного писателя. Если сегодня общественное мнение формируется несколько иными путями, то в те времена именно критика оказывала первостепенное влияние на культурную среду.

    Задачи литературного критика

    Литературным критиком было возможно стать, лишь максимально глубоко разбираясь в литературе. В наше время рецензию на художественное произведение может написать и журналист, и даже вообще далекий от филологии автор. Однако в период расцвета литературной критики эту функцию мог выполнять лишь ученый-литературовед, который не менее хорошо разбирался в философии, политологии, социологии, истории. Минимальные задачи критика были следующими:

    1. Толкование и литературоведческий анализ художественного произведения;
    2. Оценка автора с социальной, политической и исторической точки зрения;
    3. Раскрытие глубинного смысла книги, определение ее места в мировой литературе с помощью сравнения с другими произведениями.

    Профессиональный критик неизменно воздействует на общество, транслируя свои собственные убеждения. Вот почему нередко профессиональные рецензии отличаются ироничностью и резкой подачей материала.

    Самые известные литературные критики

    На Западе сильнейшими литературными критиками изначально выступали философы, среди которых - Г. Лессинг, Д. Дидро, Г. Гейне. Нередко рецензии новым и популярным авторам давали и маститые писатели-современники, например В. Гюго и Э. Золя.

    В Северной Америке литературная критика как отдельная культурная сфера - по историческим причинам - сложилась гораздо позже, поэтому ее расцвет приходится уже на начало 20 века. В этот период ключевыми персонами считались В.В. Брукс и В.Л. Паррингтон: именно они оказали сильнейшее влияние на развитие американской литературы.

    Золотой век русской литературы славился сильнейшими критиками, самые влиятельные из которых:

    • Д.И. Писарев,
    • Н.Г. Чернышевский,
    • Н.А. Добролюбов
    • А.В. Дружинин,
    • В.Г. Белинский.

    Их работы до сих пор включены в школьную и университетскую программу наряду с самими шедеврами литературы, которым и были посвящены данные рецензии.

    Например, Виссарион Григорьевич Белинский, который не смог закончить ни гимназию, ни университет, стал одной из самых влиятельных фигур в литературоведении 19 века. Его перу принадлежат сотни рецензий и десятки монографий на произведения самых известных русских авторов от Пушкина и Лермонтова до Державина и Майкова. В своих работах Белинский не только рассматривал художественную ценность произведения, но и определял его место в социо-культурной парадигме той эпохи. Позиция легендарного критика подчас была весьма жесткой, рушила стереотипы, однако его авторитет и по сей день находится на высоком уровне.

    Развитие литературной критики в России

    Пожалуй, самая интересная ситуация с литературной критикой сложилась в России после 1917 года. Еще никогда ни одна отрасль не была стол политизирована, как в эту эпоху, и литература не стала исключением. Писатели и критики превратились в инструмент власти, оказывающий мощное влияние на социум. Можно сказать, что критика больше не служила высоким целям, а лишь решала задачи власти:

    • жесткий отсев авторов, которые не вписывались в политическую парадигму страны;
    • формирование «извращенного» восприятия литературы;
    • продвижение плеяды авторов, которые создавали «правильные» образцы советской литературы;
    • поддержание патриотизма народа.

    Увы, с культурной точки зрения это был «черный» период в национальной литературе, поскольку любой инакомыслие жестко преследовалось, а по-настоящему талантливые авторы не имели шансов творить. Вот почему вовсе не удивительно, что в качестве литературных критиков выступали представители власти, среди которых - Д.И. Бухарин, Л. Н. Троцкий, В.И. Ленин. Политические деятели имели собственное мнение по поводу самых известных произведений литературы. Их критические статьи печатались огромными тиражами и считались не только первостепенным источником, но и конечной инстанцией в литературоведении.

    На протяжении нескольких десятилетий советской истории профессия литературного критика стала почти бессмысленной, а ее представителей осталось совсем немного еще и по причине массовых репрессий и расстрелов.

    В столь «болезненных» условиях было неизбежно появление оппозиционно настроенных литераторов, которые одновременно выступали и критиками. Разумеется, их творчество относилось к разряду запрещенных, поэтому многие авторы (Е. Замятин, М. Булгаков) были вынуждены работать в иммиграции. Однако именно их работы отражают реальную картину в литературе того времени.

    Новая эпоха в литературной критике началась в период хрущевской «оттепели». Постепенное развенчание культа личности и относительное возвращение к свободе выражения мысли возрождало русскую литературу.

    Разумеется, ограничения и политизация литературы никуда не делись, однако в филологической периодике начали появляться статьи А. Крона, И. Эренбурга, В. Каверина и многих других, кто не боялся высказывать свое мнение и переворачивал сознание читателей.

    Настоящий всплеск литературной критики произошел лишь в начале девяностых. Огромные потрясения для народа сопровождались внушительным пулом «свободных» авторов, которых наконец-то можно было читать без угрозы для жизни. Произведения В.Астафьева, В. Высоцкого, А. Солженицына, Ч. Айтматова и десятков других талантливых мастеров слова бурно обсуждались как в профессиональной среде, так и обычными читателями. На смену односторонней критике пришла полемика, когда свое мнение по поводу книги мог высказать каждый.

    В наши дни литературная критика является узкоспециальной сферой. Профессиональная оценка литературы востребована лишь в научных кругах, а по-настоящему интересна небольшому кругу ценителей литературы. Общественное мнение по поводу того или иного писателя формируется целым спектром маркетинговых и социальных инструментов, не имеющих отношения к профессиональной критике. И данное положение вещей - лишь один из неотъемлемых атрибутов нашего времени.

  • Поделиться: