Сказки. Овоши и фрукты, полезные продукты

Аннотация: Конспект логопедического занятия содержит развивающие игры и задания по теме «Фрукты» для старших дошкольников, позволяющих совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь. Помимо классических средств предлагается использовать планшетный компьютер, взаимодействие с которым повышает интерес и вовлеченность детей в речевое общение.

Конспект логопедического занятия «Фрукты» для старшего возраста.

Цели и задачи :

  • закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
  • закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно–ласкательные формы существительных, развивать словарь;
  • тренировать внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – муляжи фруктов, схема картинно-графического плана; раздаточный материал – картинки фруктов; мягкий мяч, планшетный компьютер с играми «Тени», «Четвертый лишний».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто стоит между …, за …, перед …, около …, рядом … .

2. Фруктовая разминка.

Перед детьми выставляются муляжи фруктов. С опорой на муляжи дети отвечают на вопросы логопеда:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

3. Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Детям предлагают запомнить фрукты и их расположение. Игроки закрывают глаза, в это время ведущий (взрослый или ребенок) убирает один фрукт. По сигналу игроки открывают глаза и называют, какого фрукта не стало. Игру усложняют, если ведущий прячет несколько фруктов или меняет их местами.

4. Составление рассказов.

Логопед загадывает загадку:
На сучках висят шары.
Посинели от жары.

Как вы думаете, что это? (Слива)

Логопед составляет описательный рассказ о сливе:

Это – слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.

Два-три ребенка составляют описательные рассказы о других фруктах по картинно-графическому плану.

  • Форма
  • Величина
  • Какой на ощупь
  • В каком виде употребляют в пищу

5. Физкультминутка.

Дети становятся в круг.

Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Н.Нищева)

Маршируют по кругу, останавливаются.
«Считают» указательным пальцем,
«крошат»,
«рубят»,
«отжимают»,
«кладут»,
приседают,
Хлопают в ладоши.

6. Дидактическая игра с мячом «Какой сок приготовили?»

Логопед, стоя в центре круга, задает ребенку вопрос и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и образует прилагательное от существительного:

Из яблока сок какой? — Яблочный. и т.д.

7. Дидактическая игра «Фруктовое лото».

Дети поочередно выбирают картинку фрукта, называют его и образуют уменьшительно-ласкательную форму существительного:

Вишня – вишенка и т.д.

8. Игры для планшетного компьютера:

- «Тени»: задача – выбрать подходящий фрукт для предложенного силуэта.

- «Четвертый лишний»: задача – выбрать лишний предмет, не относящийся к фруктам.

9. Рассказ логопеда. Итог занятия.

Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят фрукты не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

10. Работа над составлением описательных рассказов продолжается в индивидуальной и подгрупповой форме.

Янсон Г.Ю.,
учитель-логопед

Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление описательного рассказа об овощах»

Ц е л ь: Формирование

составлять

рассказ-описание

моделирующей деятельности.

Задачи: Образовательные:

Составление

рассказа-описания

моделирующей

деятельности;

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:

Совершенствование

грамматического

(образование

существительных

уменьшительно

ласкательными

суффиксами

Образование слов признаков к словам предметам;

Расширение

уточнение

представлений,

внешнем виде;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;

Образование имен существительных Р.п. ед.ч.

Развивающие:

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие связной речи;

Развитие пространственных представлений;

Развитие слухо-речевой памяти.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,

натюрморт, схема «расскажи-ка».

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель приветствует детей)

1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»

В.: Послушайте внимательно загадки.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Д.: Капуста.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Д.: Морковь.

В.: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Д.: Огурцы.

В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?

Д.: Овощи.

Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.

В.: Скажите, где растут овощи?

Д.: На грядке.

В.: А грядки, мы капаем где?

Д.: На огороде.

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы

знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы

оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«В добрый путь!».

(На доску вывешивается картинка огорода).

3. Игра «Один много»

В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на

огороде растёт один огурец, а много?

(Один огурец-много огурцов)

Морковь-моркови

Капуста-капуст

Перец-перца

Помидор-помидоров

Редиска-редисок

В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает

сыграть вам в игру «Назови ласково».

4. Игра «Назови ласково».

Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает

мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Перец-перчик;

Капуста-купусточка;

Редис-редисочка;

Динамическая пауза.

В.: Я предлагаю вам передохнуть.

Мы вчера в саду гуляли

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами

(Движение правой рукою вверх-вниз)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)

Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

5. Игра «Какой? Какая?»

В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать

вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий

Огурец- длинный, зелёный, овальный.

Лук – полезный, сочный, круглый.

Копатычу

понравилось

возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Комитет по образованию Муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Составление описательных рассказов об овощах» .

Возраст: 6-7 лет

Диагноз: ОНР – 3 уровня, дизартрия, моторная алалия

Кирсанова Светлана Викторовна

воспитатель МДОУ

детский сад комбинированного вида

№ 5 «Незабудка».

г. Тихвин

2013г.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах по схеме.

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей об овощах;
  • упражнять в употреблении глаголов действия, глаголов, связанных с уборкой урожая;
  • закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными.

2. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение слушать и оценивать рассказы товарищей.

3. Коррекционно – развивающие:

  • Развивать грамматически правильную речь;
  • Развивать слуховое внимание, мышление.

Оборудование: муляжи овощей; кусочки овощей на тарелке под салфеткой; предметные картинки; наборы картинок для всех детей; карта - схема для составления описательных рассказов;

Ход занятия:

I часть. Организационный момент:

Дети стоят около стульчиков. Воспитатель предлагает сесть тому из детей, который назовет овощ и скажет какого он цвета. (Пример: лук - зеленый).

II часть. Основная:

1. Обобщение знаний об овощах.

(Воспитатель достает корзину).

Осень щедрою рукою одарила нас с тобою,

И на каждой грядке выросли загадки.

Воспитатель загадывает загадки. При отгадывании загадки, из корзины достается соответствующий овощ. Ребенок называет определения к этому овощи.

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек. (Капуста)

(Она круглая, зеленая, крепкая, сочная).

* Без окошек, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

(Он зеленый, длинный, крепкий, сочный, вкусный).

* Сидит девица в темнице,

А коса - на улице. (Морковь)

(Она красная, длинная, крепкая, сладкая).

* Сидит дед,

В шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

(Он круглый, коричневый, твердый, горький).

2 Воспитатель: - Какие овощи растут на земле?

Дети: - Помидоры, огурцы, перец.

Воспитатель: - Какие овощи растут в земле?

Дети: - Свекла, морковь, репа.

На фланелеграфе прикрепляется картинка, изображающая "землю". Дети называют овощ, берут картинку и прикрепляют ее в нужное место на картинке - "земле".

3. Воспитатель: - Найдите у себя на столе картинки с овощами, соответствующими цвету, который я назову.

(Пример: красный - помидор, перец, морковь).

Перед детьми лежат наборы картинок с овощами. Дети отыскивают нужный овощ и поднимают картинку.

4. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

5. Составление описательных рассказов об овощах.

Воспитатель выставляет перед детьми схему для составления рассказа об овощах. Вместе с детьми, опираясь на схему, составляется рассказ об овоще. А затем рассказы составляются детьми.

Пример. Лук бывает желтого или светло - коричневого цвета, а бывает и зеленого цвета. Лук желтого или светло - коричневого цвета называют репчатый, потому что он похож на репку. Он круглой формы. Репчатый лук бывает крупным или мелким. Лук - горький. Растет он на грядке в земле, а зеленые перышки - над землей. Лук употребляют в салате, в супе, в гарнире; в сыром, жареном и вареном виде.

6. Воспитатель: - Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

- Помидоры (срывают).

Лук (выдергивают).

Баклажаны (срезают).

Репу (выдергивают).

Капусту (срезают).

Огурцы (срывают).

Горох (рвут).

Чеснок (выдергивают).

Картофель (выкапывают).

Свеклу (выдергивают).

Кабачки (срезают).

III часть. Окончание:

Воспитатель: - Для чего же нам нужны овощи?

Выслушиваются ответы детей. Дается оценка работы детей на занятии.


У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетеная фруктовница. Она была похожа на корзинку, но ручка была слишком велика. Если бы в ней не лежали всевозможные фрукты, она точно не была бы такой красивой. А чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи.
Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь еще. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков.
В комнате была тишина. Солнышко заглядывало в комнату сквозь узорчатые занавески и все пыталось лучиком попасть на середину стола, туда, где стояла фруктовница. Солнышко привыкло опекать своих друзей и ему очень хотелось узнать как у них дела. Но лучик никак не мог дотянуться до стола, и Солнышко решило, что заглянет после обеда, ведь потом оно будет сильнее и жарче, да и в другом окне сподручнее заглядывать к своим маленьким друзьям.
А на столе… На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:
- Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! - Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – желтенькое и с розовыми щечками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.
Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:
- Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чем не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?
- А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! - никак не унималось яблоко.
- Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся - сказала ему груша.
- Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… - и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:
- Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! - и показало язык.
Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорченно произнесла:
- Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. - И выкинула гнилое яблоко в ведро.

Поделиться: